Астраханское отделение ИППО
styler

Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) - старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация. Уставными задачами Общества всегда являлись: содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество со странами библейского региона.

Астраханское отделение ИППО начало работу в 1896 г.

У Астраханского Отдела ИППО также существовал собственный устав, где излагались обязанности и задачи Общества. Среди которых было: наибольшее распространение между православными сведений о Св. Земле и Палестинском Обществе, забота о материальных средствах Общества, благодаря которым последнее и может осуществлять свои благие задачи т.е. удешевлять проезд паломников на Святую Землю, строить там храмы, больницы, училища и т.д. (6.С.305). Самым лучшим средством для достижения первой задачи признавались чтения о Св. Земле. Выбирались наиболее населённые районы, где прочно укоренилось сектантство. Особенной популярностью и большим посещением народа отличались чтения о Св. Земле в зале Епархиальной библиотеки и при Иоанно-Златоустовской церкви.

Чтения начинались в начале декабря и продолжались до Великого поста (6.307).

Первые беседы производились по книге, рекомендованной его Преосвященством «Русские люди в Обетованной земле» (издание Палестинского общества). Интерес к книге усиливался живым изложением и горячим публицистическим тоном. Народ посещал чтения с большим удовольствием. Количество слушателей достигало от 400 до 700 человек. Поддержку деятельности Астраханского отдела ИППО оказывали редакции Астраханских ежедневных газет «Астраханского листка» и «Астраханского Вестника», размещая бесплатные объявления Общества. Астраханский отдел ИППО благодаря Совету Палестинского Общества, регулярно снабжался книгами и брошюрами для чтений, а также картинками с видами Иерасулима и Святой Земли. Для чтений и бесед присылались «Чтения о святой Земле», «Палестинские вечера».

Относительного главного вопроса о способствовании паломнических поездок по святым местам как можно большего числа паломников, то в Астраханских Епархиальных Ведомостях от 1899 г. была опубликована статья Н.Н. Летницкого «Христианский смысл паломничества». В статье отмечалось, что Общество делает всё, чтобы паломникам, отправляющимся ежегодно в Св. Землю в количестве нескольких десятков тысяч, как можно дешевле и с наибольшими удобствами и комфортом можно было совершить расстояние в несколько тысяч километров, отделяющее Астрахань от Иерусалима. Затрагиваются в статье и вопросы о действительной пользе, значимости и результативности действий как самого ИППО в целом, так и его Отдела в Астрахани.

«Есть ли оно дело истинно-христианское…?. Приносят ли эти путешествия какую-нибудь пользу, у себя дома разве нельзя найти множества случаев делать истинное добро?» (9. С.742). Автор статьи подчёркивает, что обязательно найдутся те кто скажет, что Бог на страшном суде будет взыскивать с нас не за посещение Святой Земли, а за то как мы исполняли заповеди Божьи. Но это, по его мнению, такая позиция говорит о слишком узком восприятии и возношении материальной стороны. «С этой точки зрения не имеет смысла и храмы возводить и иконы писать, т.к. всё это приносит определённые затраты, которые могли бы пойти на благотворительность…».

Члены Астраханского Отделения

Среди членов Астраханского Отделения Общества были достаточно известные в городе фигуры

Среди них Астраханский Губернатор – М. А. Газенкампф, купцы Н. Зварыкин и И. Губин, архиепископ Митрофан, почитаемый сейчас как священномученик, автор самого обстоятельного труда по истории Астраханской епархии за 300 лет её существования И. И. Саввинский и др. Председателем Астраханского отделения являлся Преосвященнейший Сергий - Епископ Астраханский.

Михаил Александрович Газенкампф
Русский военный деятель, писатель и публицист, генерал-лейтенант
Николай Александрович Зворыкин
купец 2 гильдии, потомственный почётный гражданин
Иван Иванович Губин
Член Губернского комитета, астраханский благотворитель купец-лесопромышленник
Архиепископ Митрофан (Дмитрий Иванович Краснопольский)
архиепископ Астраханский и Царевский
Дмитриевский, Алексей Афанасьевич

Но одной из, пожалуй, самых выдающихся фигур в истории ИППО был наш земляк А. А. Дмитриевский, известный не только в России, но и в Европе как основоположник русской православной исторической литургики и византологии Православного Востока, автор более двухсот научных публикаций. Родился будущий учёный 11 марта 1856 г. в станице Дурновской Астраханского уезда и губернии. Окончив Астраханскую Духовную семинарию, в 1878 г. Алексей Афанасьевич поступил в Казанскую Духовную Академию, где уже со степенью кандидата богословия читал лекции по истории Богослужения на кафедре литургики.

Смотрите раздел посвященный Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому на нашем сайте

"ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФ. А.А.ДМИТРИЕВСКОГО"

Его вклад в научную жизнь начинает отсчёт с осени 1883 г., когда он представил своё магистерское сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI в.»; для этого труда было изучено более 200 славянских и около 70 греческих рукописей. Вскоре автор диссертации был избран доцентом на кафедру литургики и церковной археологии в Киевской Духовной Академии, где на протяжении почти четверти века проходила дальнейшая его научная жизнь. В Киеве Дмитриевский создал литургическую школу. Одним из его учеников был будущий профессор – его преемник и ещё один наш земляк Николай Николаевич Пальмов. Звание доктора церковной истории Дмитриевский получил в 1896 г., представив в качестве диссертации первый том главного фундаментального труда своей жизни «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», а после выхода второго тома «Евхологии», за Дмитриевским закрепилось звание «русского Гоара». С 1906 г. ученый переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в работе Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде и Синодальной комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг, а через год в ноябре 1907 г. Дмитриевский, получив звание заслуженного профессора, оставил преподавание в Киевской Духовной Академии. С этих пор важнейшей стороной деятельности Алексея Афанасьевича стала работа в Императорском Православном Палестинском Обществе, в котором ученый занимал должность секретаря. Он занимался ревизией школ и подворий ИППО в Сирии и Палестине, делами русских монахов на Афоне и в Палестине, руководил изучением археологических и письменных памятников Ближнего Востока, собирал материалы по истории ИППО. За время своей бурной научной деятельности несколько лет учёный жил в родном городе, куда вернулся в 1918 г. Его возвращение совпало со временем открытия в городе первых высших учебных заведений. 9 ноября 1918 г. состоялось торжественное открытие Астраханского Государственный Университет имени А.В. Луначарского. Дмитриевский принял предложение Астраханского университета, где занял должность проректора. Помимо преподавательской деятельности, профессор занимался учетом памятников и предметов старины Астрахани и близлежащих городов и сёл для сбережения особо дорогих в историческом, культурном и общехристианском отношениях объектов от посягательств кампании по изъятию церковных ценностей.

История императорских обществ.

В настоящее время Императорское Православное Палестинское Общество насчитывает более 15 отделений как в России, так и за границей. В России отделения открыты в таких городах, как Белгород, Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь.На Святой Земле отделения работают в Иерусалиме, Вифлееме, Акко. Кроме того, созданы отделения на Кипре, в Болгарии и в Узбекистане. Впервые за свою историю Императорское Православное Палестинское Общество получило собственное здание в Москве. В 2015 г. была возобновлена деятельность Астраханского отделения.